Развитие авиации и космонавтики привело к необходимости разработки бортовой аппаратуры нового поколения со сложной схемотехникой, конструктивное исполнение которой во многом определяется следующими требованиями:
увеличение требуемого числа магистральных каналов и необходимость выведения их через ограниченную поверхность прибора;
уменьшение веса устройства за счет высокой степени упаковки электронных схем;
минимизация межмодульных соединений и уменьшение доли трудоемкого объемного монтажа;
увеличение потребляемой мощности при минимизации габаритов устройства.
Перспективной базовой моделью, полностью удовлетворяющей этим требованиям, является блок пакетной конструкции, приведенный на рисунке ниже:
Схема компоновки прибора пакетной конструкции
|
Схема компоновки прибора пакетной конструкции:
1. – модуль вторичного питания;
2. – соединители НУС;
3. – функциональные модули;
4. – коммутационные модули с внешними соединителями;
5. – крышки;
6. – шпильки.
|
Основные элементы пакетной конструкции приборов были предложены русскими изобретателями А.В. Богдановым и Ю.А. Богдановым в 80-х годах прошлого века. Конструкторы и технологи ООО НПО «Рубикон-Инновация» внесли свой вклад в развитие идеи пакетной конструкции. Был предложен ряд принципиальных нововведений, как в конструкцию, так и в технологию, подтвержденных авторскими свидетельствами и патентами.
В основу базовой модели положены следующие оригинальные решения:
применение рельефных плат с алюминиевым теплостоком;
применение соединителей нажимного типа (далее - колодки) для межмодульных соединений;
бескорпусная компоновка устройства.
Базовым элементом конструкции является модуль, состоящий из рельефной платы с поверхностно-монтируемыми ЭРИ и расположенными по периферии контактными площадками и рамки с вставленными в нее колодками
Алюминиевая пластина, приклеенная к рельефной плате, обеспечивает эффективный теплоотвод и увеличивает ее жесткость. Использование, наряду с колодками, низкопрофильных поверхностно-монтируемых электрорадиоизделий, позволяет собирать модули в пакет с шагом 6-7 мм.
Модули, равномерно стянутые в пакет шпильками, образуют блок, в котором корпусом являются внешние поверхности модульных рамок и торцевые стенки. Отказ от корпусной компоновки привел к улучшению габаритно-массовых и тепловых характеристик прибора.
Модуль в сборе с рамкой и НУС
|
Прибор пакетной конструкции в сборе
|
Применение пакетной конструкции позволяет:
- повысить надежность прибора за счет уменьшения числа внешних стыковок;
- увеличить жесткость конструкции;
- улучшить съем тепла при конлуктивном и конвективном способах охлаждения;
- обеспечить более высокую помехозащищенность;
- уменьшить вес и габариты изделия за счет отказа от плиты-основания;
- повысить радиационную стойкость.
Принятые конструктивно-технические решения обеспечивают улучшенные технические характеристики при малой массе изделия:
- перегрев корпуса ЭРИ относительно температуры посадочного места не более от 5 до 10оС (в зависимости от мощности потребления )
- защита от радиационного излучения – 2-4 г/см 2
- количество магистральных каналов на один модуль - до 400
- рекомендуемое число модулей в приборе – до 40
- рассеиваемая мощность 10…60 Вт
Приборы, выполненные в данном конструктиве, по стойкости к внешним воздействующим факторам соответствуют требованиям, предъявляемым к изделиям космического назначения.
Применение изложенной выше концепции проектирования бортовых приборов позволило создать целый ряд приборов (около 10 типов), предназначенных для бортовых комплексов управления космическими аппаратами. Приборы, изготовленные в НПО «Рубикон-Инновация», успешно эксплуатируются в составе бортовых комплексов управления международной космической станции в модулях «Заря», «Звезда», «Пирс», а так же на спутниках связи.
Плата модуля с присоединённым теплостоком
|
Пример пакетной конструкции
|
Пакетная конструкция в сборе
|